Жихарка русская народная сказка читать. Русская народная сказка «Жихарка. Садись, - говорит Жихарке
Интегрированное занятие (для средней группы, 4-5 лет):
Открытое занятие по ознакомлению детей с художественной литературой с решением задач гендерного воспитания (гендерной социализации) и ознакомления детей с русской народной культурой.
Тема: Русская народная сказка “Жихарка”.
- Учить эмоционально воспринимать сказки, понимать их содержание.
- Учить представлять образы персонажей, понимать их характер
- Обогащение речи новыми эпитетами
- Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки
- Находить особенности героя сказки характерные его полу, подчёркивать сильные стороны мужской гендерной роли.
- Закрепление и расширение знаний о русском крестьянском быте
Материалы к занятию:
- куклы-персонажи для театрализации сказки “Жихарка”;
- иллюстрации к сказке (перед занятием вывешиваются на доске)
- предметы русского крестьянского быта.
- Издание "Аппликация: Жихарка (+ детали)" Автор разработки - кандидат педагогических наук Ирина Лыкова. Издательство “Карапуз”, 2007.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку “Жихарка”.
Жихарка – это имя маленького мальчика. Да вот и он сам (воспитатель показывает куклу-мальчика)…
Когда в далёкие времена начинали детям рассказывать сказки, очень часто сказка начиналась присказкой. Вот и я начну рассказывать именно с такой присказки, а вы внимательно слушайте:
Ни в каком далёком царстве, тридевятом
государстве,
Дело было на Руси, стариков о том спроси…
Жили-были в избушке у опушки
Кот, Петух да маленький человечек – Жихарка.
(Воспитатель рассказывает сказку с элементами театрализации)
Беседа после прочтения сказки:
Воспитатель предлагает взглянуть на вывешенные на доске иллюстрации к сказке и ответить на вопрос: Понравилась сказка? Что же в ней было сказочного, что не бывает в обычной жизни? (Дети отвечают)
Воспитатель (резюмируя и подчёркивая важную мысль): Да, в сказках всё может случиться, потому что сказка – это история, которая не может произойти в жизни, в ней есть выдумка, фантазия, волшебство.
Воспитатель: А, Жихарка, вам понравился? Чем?
Можно ли о нём сказать “Мал, да удал”? а как ещё его можно похвалить?
Дети: Сообразительный, находчивый, смелый, ловкий, удалец, молодец и т.п.
Воспитатель: Ребята, а как жили Жихарка, кот и петух?
Дети: Дружно.
Воспитатель: Да, правильно. Кот и петух куда уходили?
Дети: На охоту.
Воспитатель: А Жикарка что делал? (Дети отвечают)
Воспитатель: Каким словом в сказке об этом говорится?
Жикарка домовничал.
Воспитатель: Как вы считаете, хозяйственность, домовитость – это мужские качества? (Ответы детей)
Воспитатель: Когда в доме есть мужчина-хозяин, т и в доме всё благополучно. Об этом говорится в русских пословицах:
Всякий дом хозяином славится.
Без хозяина дом плачет.
Для того чтобы наши мальчики могли вырасти и стать хорошими хозяевами в своих домах, надо приучаться к труду с детства. Мне бы хотелось, чтобы вы были такими же хозяйственными, серьёзными и ответственными в работе, в исполнении тех поручений, которые я даю вам в детском саду как Жихарка.
Какие ещё мужские качества вы заметили у Жихарки?
Дети: он не трусливый (смелый), не плакса и т.д.
Воспитатель: А почему Жихарка клал Петуху и Коту обычные ложки, а себе – ложку точённую, ручку золочённую? (Дети отвечают)
Воспитатель (резюмирует ответы детей, подчёркивает главную мысль): Потому что этим в сказке подчёркивается, что Жикарка в доме хозяин, за это ему любовь и почёт. Об этом и говорит русская пословица:
Порядок в доме есть - хозяину честь.
Воспитатель предлагает детям встать и подвигаться, сделать физкультминутку.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вздох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два, три-четыре-пять,
Надо шею разминать.
(Вращение головой)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивание - руки вверх)
Руки в стороны потом,
Мы пошире разведём.
(Потягивание - руки в стороны)
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинка.
Воспитатель: Давайте рассмотрим внимательно, что есть в дом у Жихарки, Кота и Петуха? (Дети называют)
Воспитатель: Где спрятался Жихарка от лисы?
Дети: Под печкой.
Воспитатель: В какой ещё сказке детей спасла печка?
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: Давайте вспомним, как Машенька обращалась к печке?
Дети: Печка-матушка, спрячь нас.
Воспитатель: Печь очень важна для крестьянского дома, она даёт тепло и еду.
Давайте посмотрим, из чего сделана посуда у Жихарки, Кота и Петуха?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: у всех ли были свои тарелки в крестьянской избе?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Как правило, ели из общего котелка (чугунка). По очереди, каждый своей ложкой, как и в нашей сказке.
Воспитатель показывает предметы и их назначение: У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова (меленка) и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи. Ручные жернова для перемалывания зерен в муку.
Закрепление: Воспитатель раздаёт каждому ребёнку иллюстрацию сказки (разные сюжетные моменты) и “наклейки” (смотрите материалы к занятию, 4).
Задание: Добавить к иллюстрациям аппликативные детали (“наклейки”) соответственно сюжету. У 2-3 детей воспитатель просит напомнить, какой момент сказки им достался, какой элемент пришлось доклеить на иллюстрацию и где и почему они решили этот элемент расположить. (Дети отвечают)
Воспитатель благодарит детей за работу.
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек - Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
- Эта простая ложка - котова, эта простая ложка - Петина, а это не простая - точеная, ручка золоченая, - это Жихаркина. Никому ее не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:
- Эта простая ложка - котова, эта простая ложка - Петина, а эта не простая - точеная, ручка золоченая, - Жихаркина. Никому ее не отдам.
Только хотел её на стол положить, а по лестнице - топ-топ-топ.
Лиса идет!
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил - и поднимать некогда, - да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда - нет Жихарки.
«Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
- Эта ложка простая - Петина, эта ложка простая - котова, а эта ложка не простая - точеная, ручка золоченая, - эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
- Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
- Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула - да в лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
- Садись, - говорит, - Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдет.
Не так сидишь, - говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдет.
- Да не так, - лиса говорит.
- А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
- Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
- Вот ложка простая - котова, вот ложка простая - Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..
Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лестнице - тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
- А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Сказка «Жихарка» — это уральская народная сказка, в которой повествование идет о маленьком непоседливом человечке. В некоторых версиях сказания этого человечка называют мальчиком, в других же наоборот – девочкой.
Во время чтения сказки ребенку уделите особое внимание на моменты:
- Жихарка забыл запереть дверь – нужно быть внимательным;
- обнаружил сам себя ради своей вещи – объяснить ребенку, что какой дорогой бы или желанной ни была вещь, нельзя вопреки всему следовать бездумным желаниям;
- а также о взаимоотношениях в семье и возвращении домой, например, как , и других.
В сказке «Жихарка» в роли опасного героя вновь выступает хитрая и коварная лиса, которая у ребенка, по предыдущим сказкам, должна ассоциироваться с обманчивостью. Жихарка – превосходная сказка из области сказкотерапии для каждого ребенка. Можно лишь слегка форсировать события под проблемы ребенка и дополнить во время возвращения дополнительные приобретения, например, нужные качества или события.
Жихарка – прочитать текст сказки с картинками
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек - Жихарка.
Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.
Раскладывает да приговаривает:
Это простая ложка - котова, это простая ложка - Петина, а это не простая - точёная, ручка золочёная, - эта Жихаркина. Никому её не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери.
Всё запирал, а один раз и забыл.
Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, а по лестнице - топ-топ-топ - лиса идёт.
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда: нет Жихарки.
«Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь, где сидишь».
Эта ложка простая - Петина, эта ложка простая - котова. А эта ложка не простая - точёная, ручка золочёная, - эту я себе возьму.
Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!
Вон ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула - да в лес. Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
Садись, - говорит, - Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдёт.
Не так сидишь, - говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдёт.
Да не так, - лиса говорит.
А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
Вот ложка простая - котова, вот ложка простая - Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!
Кот лапкой слёзы утирает, Петя крылышком подбирает.
» Жихарка
или-были в избушке кот, петух да маленький человечек - Жихарка.
Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.
Раскладывает да приговаривает:
Это простая ложка - котова, это простая ложка - Петина, а это не простая - точёная, ручка золочёная, - эта Жихаркина. Никому её не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери.
Всё запирал, а один раз и забыл.
Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, а по лестнице - топ-топ-топ - лиса идёт.
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда: нет Жихарки.
«Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
Эта ложка простая - Петина, эта ложка простая - котова. А эта ложка не простая - точёная, ручка золочёная, - эту я себе возьму.
Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!
Вон ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула - да в лес. Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
Садись, - говорит, - Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдёт.
Не так сидишь, - говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдёт.
Да не так, - лиса говорит.
А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
Вот ложка простая - котова, вот ложка простая - Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!
Кот лапкой слёзы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лесенке - тук-тук-тук.
А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать!
И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
КОНЕЦ
Вы прочитали русскую народную сказку «Жихарка» в обработке И. Карнауховой
Д алеко-далеко в дремучих сибирских лесах стояла маленькая избушка.А в той избушке жили кот да петух, да маленький человечек Жихарка.
Кот с петухом в тайгу на охоту ходили,
а Жихарка оставался дома на хозяйстве.Подметал полы, топил печку, готовил еду, на стол накрывал.
Обычно раскладывает ложки на стол да приговаривает:
Так и жили они вместе, не тужили.
Всё запирал, а один раз и забыл.
Да только прознала однажды лисица, что Жихарка в избушке один хозяйничает, и решила она Жихарку съесть.
Утром рано кот с петухом уходят на охоту, Жихарке наказывают:
— Ты, Жихарка, двери покрепче закрывай, в окошко не высовывайся, на улицу не выходи!
Обычно Жихарка кота с петухом провожает,дверь за ними накрепко закрывает, и начинает хлопотать по хозяйству. Только вот однажды позабыл Жихарка закрыть дверь.
Справил Жихарка все дела: печку растопил, обед сварил, стол накрыл, стал ложки на столе раскладывать да приговаривать:
— Эта простая ложка – кота, эта простая ложка – петушка, а эта, не простая – эта моя, Жихаркина. А Жихаркина ложечка лучше всех, у неё ручка точёная, золочёная. Никому её не отдам.
А в это время на крылечке шаги чьи-то послышались, топ-топ-топ! Лисица идёт! Испугался Жихарка, соскочил со стула, ложечку свою нечаянно на пол смахнул. Да поднимать уже некогда – пусть лежит! Залез Жихарка под печку, забился в самый дальний уголок, сидит смирно, не шелохнётся.
А лисица уже дверь открыла да в избушку зашла.Глядь туда, глядь сюда: нигде нет Жихарки. Да только лиса была хитрая.«Погоди же, - думает лиса, - ты мне сам расскажешь, где спрятался». Подошла она к столу, стала ложки перебирать.
— Эта простая ложка – кота, эта простая ложка – петушка, а где же Жихаркина ложечка? А, вот она, под столом лежит. Эта ложечка, не простая, лучше всех. У неё ручка точёная, золочёная - эту я, пожалуй, себе возьму.
Ай, ай, ай, не бери её тётенька, моя эта ложка, я её тебе не отдам!
А лисе только этого и надобно:
Вон ты где спрятался, Жихарка!
Подбежала лисица к печке, запустила лапку в подпечье, вытащила Жихарку из-под печки.
Засунула его в мешок. Закинула мешок на спину - да к себе домой скорее понесла. Домой прибежала, печку жарко истопила: собралась Жихарку изжарить да съесть. Взяла лисица лопату, что в печь запихивают, и говорит Жихарке:
— Садись на лопату.
А Жихарка был хоть мальчик маленький, да удаленький. Он сразу смекнул, как можно лисицу обмануть.
Сел он на лопату, ручки-ножки в стороны расставил — в печку не проходит. Лиса ему говорит:
— Ты не так сидишь, развернись.
Жихарка повернулся к печке спиной, и снова ручки-ножки расставил в стороны. И опять в печку не влезает!
— Да не так ты садишься! – снова наставляет его лиса.
— А как надо-то? – спрашивает Жихарка.
— Я по-другому и не умею. Ты бы мне, тётенька, показала!
— Экий ты недогадливый, — говорит лисица.
Смахнула лапой Жихарку с лопаты, сама на его место на лопату села. Клубочком свернулась, хвостиком прикрылась, ушки прижала, лапки подобрала. Только собралась спросить у Жихарки, понял ли он, как надо садиться, да ни словечка вымолвить не успела.
Жихарка подхватил лопату да лисицу в печку-то и засунул и заслонкой плотно прикрыл, а сам скорее вон из избы. Домой со всех ног припустил. Бежит, торопится.
А дома кот с петухом сидят, горюют.
Пришли они с охоты, дверь в избушку открыта настежь, ложки все раскиданы по полу, а Жихарки-то и нет. Сели они на лавочке, плачут, рыдают.
Кот лапкой слёзы утирает, петушок крылышком подбирает:
— Вот эта ложка моя, эта петушка. А эта, резная, красивая, чья же теперь будет?
Вдруг по лесенке - тук-тук-тук. А из-за двери голос Жихаркин раздаётся:
— А эта, самая красивая ложка, моя. Никому её не отдам! Лисица больше не придёт, я её в печке изжарил!
Обрадовались кот с петухом, подняли Жихарку на руки. Стали обнимать его да целовать, по избе крутить.Вот радости–то было!
Кот с петухом да с Жихаркой и по сей день в той избушке живут. Нас с тобой к себе в гости зовут.
— КОНЕЦ —
Иллюстрации: Анатолий Михайлович Елисеев
Жихари в значении «старожилы», «домоседы», «владельцы хозяйства», «зажиточные хозяева». Жихар - живущий исстари на известном месте. Ими могли именовать духов-обитателей и радетелей крестьянского дома, усадьбы домового, дворового, овинного, банника. Выражение «жихорко» в применении к человеку характеризует любящего домашнюю жизнь (Вятск.) <Васнецов, 1908>.
В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко - маленький человечек. Образ его, видимо, соотнесён с образом домового духа и служит «выражением домашности, любви, привязанности к дому» (Вятск., Свердл.).